Эта история началась в далёком 1982-1983 году. В Морской школе ДОСААФ закончила подготовку очередная группа курсантов, которая отличалась тем, что в ней собрались активные, увлечённые люди. Среди них был и Андрей Михайлович Барановский. После Института, отслужив армию, он вернулся в Иркутск, и так сложилась его жизнь, что он начал воплощать свою мечту об организации дайвинг-клуба. Путь всего нового довольно тернист и пестрит разного рода трудностями, тем более что времена выдались не самые благоприятные. Знаковым этапом было появление в поле деятельности Андрея Михайловича группы из Польши, которые привезли CMAS (Всемирная конфедерация подводной деятельности (фр. Confédération Mondiale des Activités Subaquatiques, CMAS) — международная организация, объединяющая национальные федерации подводного спорта и дайвинга), в России того времени эта система не была известна широко и официально не действовала. К этому времени уже был корабль под номером 121, который любовно называли – «Рубль двадцать один». В 1988 году польская группа составом до 7 человек имела целью покорить Байкальскую глубину в 60 метров. Обеспечивая приём польской группы выяснилось, что нашу команду при погружениях в расчёт не берут именно потому, что система CMAS у нас не официальна и по их стандартам наши пловцы не соответствуют международному уровню. Андрей Михайлович, проявил характер и твёрдость, ведь, обеспечивая спуски, он нёс ответственность за всё, что происходило с группой. Он настоял на том, что ребят из его группы включили в план погружений и как профессиональный инструктор подводного плаванья ДОСААФ тоже вошёл в список покорителей Байкальских глубин. Аргументы были использованы настолько серьёзные, что полякам пришлось пойти на его условия. И спуски с успехом состоялись. Совместные погружения благотворно влияют на уровень подготовки дайверов, происходит неформальный обмен опытом. И в результате этого совместного мероприятия у Иркутской группы возникла идея поездки для погружений на Красное море. Об условиях ныряния в тех водах очень живописно рассказывали польские дайверы. Но для этого необходимо было выходить на международный уровень и иркутяне предприняли беспрецедентную поездку в Польшу, где Барановский получил третью звезду по международной системе, а его группа вышла вместе со своим лидером на желаемый, начальный уровень в системе CMAS. Группа существовала благодаря общему интересу к погружениям, по сути как клуб по интересам. Все работали, собираясь время от времени. Но посеянное поляками зерно постепенно подрастало, подогреваемое такими манящими для каждого дайвера манками – команда Кусто, «Три континента» пока не оформилась в решение непременно достичь Красного Моря. Но для этого необходимы были средства и не малые. Поэтому была поставлена задача их заработать. Напрашивалось открытие малого предприятие, но сложности с начальным капиталом и учредителями мешали достичь решения задачи в поставленные сроки. Лето и осень 1990 года прошли в активном поиске решения, в итоге открыли фирму сами, а уже в 1995 году побывали на Красном море. Но не на автобусе, как предполагалось изначально, а на самолёте, что было проще, удобнее и быстрее. В этом проекте приняли участие все, кто стоял близко к истокам. «Просто собрались и погнали…» - объясняет Андрей Михайлович. 28 февраля 1991 года фирма из малого предприятия приобрела официальный статус ООО. И началась сложная, кропотливая работа по созданию технической и профессиональной базы. Наращивали возможности - начинали с отечественного снаряжения, потом импортное, появились импортные костюмы. Отечественное оборудование и снаряжение было устаревшим и неудобным, особенно «сухой» костюм. Много сил отнимала работа с туристическими группами и потоками, приходили и уходили люди исходя из необходимости новых условий и подходов к делу. Но с теплотой директор ООО "Аква-Эко" вспоминает своих друзей, с которыми прошёл этот сложный период становления. Это Солянкин Сергей и Мисан Геннадий, Кондратьев Валерий и Филинков Александр. Одним из знаковых, важных событий «Аква-Эко» стало название своего корабля именем Кусто. Эта увлекательная история началась с простого, вроде, выбора. Когда для нужд предприятия был куплен водолазный бот «Ярославец», возникла необходимость присвоить ему новое имя. Идея пришла и корабль был назван «Жак Ив Кусто». Но интрига заключалась в том, что сам носитель этого знаменитого имени ни сном, ни духом не подозревал о том, что по Святому морю ходит одноимённый корабль.
Такой же случайностью стала встреча Андрея Михайловича с атташе Франции, которая была по делам в Иркутске. В беседе Барановский упомянул о том, что есть корабль с именем её земляка. На что собеседница предложила передать письмо Кусто с просьбой о разрешении назвать корабль его именем, так как через несколько дней она встретится с ним в Монако. Быстро нашли переводчика, написали письмо с просьбой дать разрешение о названии корабля, а так же приглашением команды Кусто на Байкал. Ответ пришёл окольными путями, через другого человека. Он был примерно таков: «Называйте, если вам это нравится. За использование имени гонорар не нужен.» А насчёт посещения Байкала, путешественник объяснил, что график расписан на годы вперёд и такая экспедиция вряд ли возможна в ближайшее время. Но люди предполагают, а Бог располагает. У команды Кусто случилось несчастье и их корабль «Калипсо» затонул на одной из стоянок. Поэтому график претерпел изменения и весной 1996 года, когда ещё лёд довольно крепок, команда Кусто в составе трёх человек: Франсуа Сорано – руководитель Байкальской экспедиции, Джон Джексон – оператор на поверхности, и Эрик, фамилия не запомнилась, звукооператор - прибыла на Байкал. Вот уж поистине не было бы счастья, да несчастье помогло. Этот приезд был предварительной разведкой. И совершив несколько погружений, команда уехала во Францию, готовить полноценную экспедицию. Которая и состоялась летом 1996 года. Но уже на судне Лимнологического института, так как съёмочная группа насчитывала около 28 человек и возможности «Аква-Эко», были не безграничны. Однако команды плотно сотрудничали в этой экспедиции. В одном из фильмов о Байкале на мгновение мелькнёт и исчезнет лицо Александра Михайловича, но в титрах указано об этом сотрудничестве. В это же лето была ещё одна значимая встреча - фирму посетил Артур Фрэнклин – представитель фирмы «Посейдон», которая снабжала всем необходимым снаряжением и оборудованием спецподразделения германских морских сил по подводным работам. Барановский сопровождал его по Байкалу две недели и вспоминает, что в 63 года, он погружался на 63 метра после инсульта и совсем не чурался русского – «по чуть-чуть». Он очень скептически отнёсся к команде Кусто и их работе. Оказывается, что в Германии Кусто не считается изобретателем акваланга. Но это уже совсем другая история. А мы вернёмся к тем следам на воде, которые хранятся в Святом море. На дайвинг, для развития этого направления были необходимы деньги, ибо это увлечение требует не только серьёзной физической подготовки, но и дорогостоящего оборудования и снаряжения. Экономическая обстановка в стране не способствовала развитию фирмы в направлении туризма и дайвинга. Поэтому пришлось заниматься серьёзными водолазными работами. Первым опытом стали шесть причалов нефтебазы в городе Усть Кут. Экономическая ситуация фирмы постепенно стабилизировалась, да и время поменялось. Но с дайвингом директор фирмы уже не мыслил расстаться и любую возможность использовал для того, что бы испытать себя в новых водных условиях. Вот далеко не полная география его погружений: Аляска, Сиетл, Кетчикан, Мексика, полуостров Канкун, Куба, Галапогосы, Южная Африка, Египет – Красное море, Шри Ланка, Мальдивы, Вьетнам, Тайланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Марианские острова, Палао, Австралия – Большой Барьерный Риф, западная часть Австралии… Такие знаковые места для каждого, кто увлекается погружениями…
В год, когда нашему герою исполнилось 50, сгорел старый «Жак Ив Кусто». История этого события до сих пор кажется несколько странной. Таким образом, встала жизненная необходимость в приобретении нового судна. Барановский отработал несколько вариантов приобретения нового судна. Съездил в Германию, в Дюссельдорф на одну из самых крупных выставок судов этого класса и оборудования для дайвинга. Тщательно изучил положение дел на этом рынке. Хотел было остановиться на заказе судна на одной из голландских верфей, где делали суда со стальными корпусами, потому что китайский вариант корпуса отмёл сразу. Но голландский вариант, оказался экономически не выгодным, из-за высокой стоимости таможенных затрат. Хотел было заказать на этой верфи судно в разобранном виде, при условии его сборки европейскими специалистами по месту приписки, но то ли деньги верфи были не слишком нужны, то ли хозяйки верфи оказались не слишком профессиональными в общении с заказчиком, вариант не был завершён. А судно построили местные мастера - умельцы, по специальному заказу, исходя из требований заказчика. Кстати, по просьбе Андрея Михайловича, улучшив его ходовые качества. Потому что к этому времени Барановский очень неплохо разбирался в техническом оснащении судов.
Не много предприятий могут похвастаться такой датой, не все смогли преодолеть технические и финансовые трудности. А в этой сфере деятельности таких стабильных фирм довольно мало, по всей стране. Надо отдать должное организаторским и человеческим качествам человека, который возглавляет предприятие на протяжении всей истории. От его увлечённости своим делом, устремлённости в будущее, желания развивать этот сегмент туристической деятельности в условиях Байкала зависит перспектива развития дела. И перспективы реализуются в настоящее, невыдуманное, живое и интересное дело. «Аква-Эко» развивается и крепнет. Ищет новые решения на этом новом для Байкала направлении развития. Про Дидье Нуаро – одного из своих партнёров Барановский рассказывает так: «Это оператор с команды Кусто. Последние 16 лет он работал у Кусто, до окончания деятельности команды. Когда Кусто умер остался без работы, а зимний Байкал его зацепил. Фотограф, оператор, творческий человек - собрал группку и приехал на Байкал. И восемь лет возил к нам туристов. Собирал группы там в Европе. Я говорит там безработный, мне пособие платят, буду к вам ездить. Хотел осуществить мечту, книжку написать о Байкале. Именно о зимнем. Летом говорит, мне не надо, а вот зимой – под лёд… А когда устроился на БиБиСи, привозил съёмочную группу этой телекомпании к нам…» Появляются новые партнёры, поддерживаются дружеские и профессиональные контакты. А это значит корабль скользит по воде в будущее раскрывая два хрустальных крыла навстречу Солнцу. Много осталось за бортом трудностей, не всё можно рассказать в одной статье. Одно точно – следы на воде есть, Байкал их хранит вечно, особенно те что так целеустремлённо и последовательно идут к цели.
А следы на воде,
от дождей и людей остаются,
Бликом Солнца,
туманом, опавшим осенним листом.
И стихами, и песнями,
которые с неба прольются,
О великом, о малом
о сложном, о самом простом. (Т.В.)